Шелкоткачество XVIII в.

Автор:   ‡   Дата: 31st Декабрь 2008   ‡   Рубрика: Текстильное искусство Франции XVII-XVIII в.в.   ‡   Метки: , , , , ,

В XVIII в. шелкоткачество продолжает развиваться. Хоть на международном рынке тканей продукция итальянских мастеров все также удерживает лидирующие места, однако именно Французские завоевали признание самых стильных в орнаментации тканей. Самый лучший производился в Лионе, на самой крупной Лионской мануфактуре, а узоры для тканей разрабатывались французскими художниками и рисовальщиками Лиона. Однако достойную конкуренцию Лиону составлял и город Тур. На его мануфактурах Сулаза и Розе выпускались ткани, которые практически не уступали лионским, особенно следует уделить внимание муарам и узорным тканям, получившие название «гро де туры». Использующиеся для декорирования парадных помещений атлас, камка и гро де туры, вытканные цветными шелками, серебром и золотом, а также многоцветный и узорный бархат применяли и в пошиве одежды.
В первой половине XVIII в. в узорах еще прослеживается влияние роскошного Барокко в виде растительных орнаментов: плодов, листьев, цветов и букетов, также часто использовались пейзажи и архитектурные мотивы.
Появившийся во второй половине XVII в. кружевной орнамент в XVIII в. становится более динамичным. Если раньше такие узоры разрабатывались, как бы имитируя тонкое плетение кружев, то теперь элементы орнамента уменьшаются в размерах и становятся более извилистым, переплетаясь с волнообразными полосами и лентами, которые в свою очередь имитируют не только кружева, но и мех. Многоцветный растительный орнамент располагался на фоне однотонных растительных узоров, переплетения которых образовывали геометрические фигуры. Интенсивная цветовая гамма была весьма гармоничной, так как в ней преимущественно использовались только светлые тона.
В шелкоткачестве 60-х годов XVIII в. уже начинают проявляться черты классицизма. Узоря становятся более лаконичными и строгими. Исчезает динамика растительных орнаментов, которые становятся более мелкими, а витиеватось заменяется большим количеством прямых линий. Все чаще используются изображения пасторальных атрибутов. В отделке мебельных обивок и чехлов появляется мода использования помпеянских узоров, которые зачатую обрамляются прямоугольными, овальными и ромбовидными медальонами. Как правило, на ярком фоне изображался белый или кремовый узор с игрою света и тени.
Большое влияние на развитие стилевой орнаментации тканей последней четверти XVIII столетия оказало мастерство лионский мастер, художник и фабрикант Филипп де Лассаль. Разработанные им узоры отличаются крупным рапортом и отсутствием дробности, а также широким замыслом композиции и необычайной декоративностью. Растительный орнамент, включающий венки, гирлянды и букеты сочетается с изображением птиц, природы и атрибутами земледелия, а также – античными мотивами в виде ваз, колонн и т.д. В его тканях использовались довольно таки смелые цветовые решения, сочетающие яркие голубые, желтые и малиновые цвета и использованием темных оттенков коричневого и черного цвета для создания светотеневых эффектов. Как и многие другие мастера этого времени, Филипп де Лассаль создавал ткани на основе собственных рисунков, что и обусловило высокий уровень их исполнения. Филипп де Лассаль часто получал заказы на изделия, которые были призваны украшать апартаменты королевских дворцов, также ему приходилось работать и над иностранными заказами. Например, для российской императрицы Екатерины II он создал целую серию тканей для декора стен дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском селе.

Мой блог находят по следующим фразам


Комментирование закрыто.