Шпалерное ткачество ХVIII века

Автор:   ‡   Дата: 31st Декабрь 2008   ‡   Рубрика: Текстильное искусство Франции XVII-XVIII в.в.   ‡   Метки: , , ,

XVIII в. стал не очень благоприятным временем для развития шпалерного ткачества. Отныне появление новых форм в декоре стен, которые облицовывались деревянными панно с изысканными резными орнаментами, диктовало новые предпочтения, исключающие применение традиционных шпалер. Стенные с их многофигурными узорами, которые еще были очень популярны в декорировании парадных залов в XVII в., больше не принимаются общим стилем, что подтолкнуло художников-картоньеров искать новые композиционные решения, которые отвечали бы новым стилевым принципам.

Новая разновидность шпалер

Именно стремление найти новый вид шпалер, который бы сочетался со стилевыми решениями, обусловило появление серий, так называемых «алентуров» (от фр. слова «alentour» переводе означает «обрамление окрестности»). Им было свойственно обрамление сюжетной композиции изображением золоченой рамы. Кроме того, вокруг центрального сюжета располагали различные орнаментные узоры: мифологические амуры, гирлянды цветов или связки трофеев. Такой подход можно ассоциировать с неким непониманием концепции декоративности стенного ковра. Алентуры представляют собой не что иное, как имитацию декоративного убранства стены наряду с украшающими ее картинами, что служит неопровержимым доказательством невозможности художников найти способ органичного существования стенного ковра в новом стиле интерьера.
Первыми алентурами были известные серии «Дон Кихот», выполненные по картонам Шарля Каупеля в 1714 г. После чего на свет произвели «Сцены из опер» , также исполненные по картонам Каупеля, и «Любовь богов» — по картонам Буше. Все серии выполнялись по многу раз, при этом центральные сюжеты располагались на различном фоне (красном, желтом или зеленом) и в обрамлении различных орнаментов. Цвет и композиция фона являлись решением не автора центрального сюжета, а других художников.
Однако во время производства алентур, все-таки имело место производство многофигурных композиций на религиозные, исторические и мифологические темы. Особенную популярность приобрели серии, выполненные по картонам Франсуа де Труа, «История Эсфири» (1737-1740 гг.) и «История Язона» (1743-1746 гг.) Эти шпалеры характеризуются большим разнообразием аксессуаров и пышностью костюмов персонажей композиции, которая изображалась на фоне живописных пейзажей и архитектурных форм. Однако, несмотря на огромные размеры и обилие декоративности, эти серии шпалер все же отличаются от стенных ковров XVII в., которым была свойственна декоративная нагрузка композиции, а именно лаконичность и общность цветового решения. Художники-картоньеры XVIII в. утратили это свойство, а их шпалеры больше напоминают копию произведения живописи, вытканную картину, нежели стенной ковер.
Если в XVII в. опытные ткачи зачастую вносили изменения в картон, руководствуясь требованиями техники исполнения, то в XVIII в. они полностью лишились такой самостоятельности, с высокой точностью копируя произведение живописи. В те времена химические открытия подарили ткачам огромное количество искусственных красителей. Если ранее в шпалерном ткачестве использовались 20-30 цветами, то в XVIII в. их стало несколько сотен, что позволяло добиться тончайших цветовых переходов. А особенно сходство шпалер с произведениями живописи подчеркивали бордюры, которые имитировали золоченные рамы.

Мой блог находят по следующим фразам


К записи 2 комментария